Великие компании Украины и Ее Величество Гордыня

Великие компании Украины и Ее Величество Гордыня

Виктория Пасечник

Виктория Пасечник

Думаю, не ошибусь, если предположу, что не существует такого консультанта, который бы не мечтал написать свою «From Good To Great». С одной стороны, книгописательство – прекрасный инструмент bisdev-а. С другой, пощекотать тщеславие клиента – еще лучший инструмент bisdev-а. Ну, и с третьей — когда кроме визитки ты вручаешь заказчику свою книгу, в которой упомянута его компания – это также прекрасный инструмент bisdev-а 🙂

Что ж, покаюсь и я: лет 8 назад я тоже страшно хотела написать свою «From Good To Creat», но вовремя остановилась примерно на 10й компании – потенциальном герое моей книги. Не то чтоб я была никто для рынка консалтинга, да и тем более украинского бизнеса, но каждая моя попытка рассмотреть в очередном «герое» что-то «великое» заходила в глухой угол.

Я не единственная в своих попытках найти то, чего в современном украинском бизнесе просто не может взойти, не то что развиться и показывать чудеса честной управленческой эффективности. На днях увидела у коллеги опрос, где он предлагал аудитории назвать «великие компании Украины»… Чего я там только ни увидела: и дотационный МХП, и водочную Хортицу, и роттердамский ДТЭК… Поистине, великие сыны отечества… И только один человек спросил о критериях, по которым компанию стоило бы назвать «великой».

Вопрос терминологии упирается не столько в критерии, сколько в нюансы перевода. Ведь английское Great в бизнес-терминологии ближе к «значительный», «большой».

Позволю себе слегка порассуждать, какую компанию стоило бы назвать поистине Великой? Возможно, фармкомпанию, которая наконец выпустит лекарство от рака, и сразу пустит его по цене генерика? Или какое-нибудь коммунальное предприятие, которое возьмет и за полгода оборудует весь Киев пандусами для инвалидов? Или банк, который будет выдавать всем социально ответственным бизнесам беспроцентные кредиты?

Согласитесь, выглядит романтично-наивно 🙂 А если задать вопрос бизнесмену, в качестве кого он захочет попасть в историю, скорее всего он ответит, что в историю он попасть вообще не хочет. Вот если бы продать свой бизнес, да подороже, до того как он уже не будет способен работать 24*7, или чтоб его наследники таки наконец им заинтересовались – вот бы это был предел отцовско-предпринимательского счастья…

Но вернемся к поистине титаническому произведению Джима Коллинса, которое по факту является хорошо оплаченной исследовательской работой (над ним работали 20 человек в течение 5ти лет). Кого же он посчитал великими компаниями?

Вот полный список этих героев:

  • Abbott — химико-фармацевтическая корпорация. (1888)
  • Circuit City —сеть супермаркетов электроники. (1949)
  • Fannie Мае —разговорное название Федеральной национальной ипотечной ассоциации США. (1968)
  • Gillette —производитель аксессуаров для бритья. (1895)
  • Kimberly-Clark —производитель продукции для здравоохранения, личной, профессиональной и промышленной гигиены. (1872)
  • Kroger —американская сеть супермаркетов. (1883)
  • Nucor —производитель стали. (1940)
  • Philip Morris —один из лидеров мирового рынка продуктов питания и табачных изделий. (1847)
  • Pitney Bowes —лидер в области производства оборудования для изготовления почтовой корреспонденции, ныне производит системы бизнес-анализа и программного обеспечения для обработки географических и топографических данных и управления корпоративной информации. (1920)
  • Walgreens —вторая крупнейшая аптечная сеть в США. (1901)
  • Wells Fargo —компания, предоставляющая диверсифицированные финансовые и страховые услуги в США, Канаде и Пуэрто-Рико. (1852)

И главное. Показатель, по которому все эти компании попали в список — … звучат фанфары… —  динамика роста стоимости акций за период исследования (15 лет). Т.е. за основу «величия» взят показатель, которого в Украине просто не может быть в силу банального отсутствия фондового рынка!

Т.е. пиши Коллинз эту книгу сегодня – Теслы в ней просто бы не оказалось, не только из-за ее текущей убыточности, а просто потому что ей нет еще 15ти лет. Несмотря на все великие достижения в области продвижения рынка электромобилей в целом и отменного маркетинга – в частности. Эппла, скорей всего, тоже не было, потому что его флагманскому продукту еще нет 15ти лет, а до него она была одной из сотен типичных хардверных компаний.

Так кто же украинский Wells Fargo? Уж не хитроопый ли Приватбанк, филигранно переходящий из категории банкрот-банкрот в самый прибыльный всего за 1 год, путем нехитрых манипуляций в балансе? Или, может, Эпицентр, который медленно, но уверенно поджимает под себя не только рынок DIY, а строит вертикальную интеграцию? А может за гениальный маркетинг Фоззи и его сети можно отнести к категории «великих» (даром что это почти единственная сеть, показывающая убытки)? А лидером этого саркастического рейтинга стал бы Фонд финансирования вкладов (по аналогии с Fannie Мае), ведь они оба спонсируются властями 🙂

А вот если без шуток, то сегодня я бы предложила считать «великими» те украинские компании, которым удалось наступить на горло своей зоне комфорта и перешагнуть украинскую границу. Причем не в пару-тройку стран, а завоевать весь мир. Но не просто так, а с каким-то выдающимся продуктом. Даже если это гаджет для домашних питомцев…

Но было бы слишком недальновидно оценивать перспективность компании только по продукту и объемам экспорта. По-хорошему, в этом исследовании также стоило бы проанализировать корпоративную культуру внутри компании, P&L (раз уж у нас нет фондового рынка, который «более справедливо» оценивает финансовую работу компании), а также проанализировать инструменты, которыми они достигают своих показателей ( то что ДТЭК разогнался благодаря Роттердаму – это не плохо; плохо что этот фактор (управляемый ручной НКРЭ) в любой момент может обвалиться, как это случилось с компаниями Фирташа, как только тот стал небогоугодным нынешней политической верхушке)… да кто ж даст (с)

Поделитесь с друзьями: