Три маркетинговые ошибки, которые допустила команда Порошенко

Три маркетинговые ошибки, которые допустила команда Порошенко

Татьяна Коробова Татьяна Коробова

 

Ничего политического, только бизнес. Что могут почерпнуть маркетологи из президентской кампании

Президентские выборы закончились. Накал страстей спадает, впереди новая жизнь, и старые проблемы.

Задачи бизнеса не изменились – выживать, развиваться, приносить деньги собственникам. И никто из компаний не хочет оказаться на месте завершающего каденцию президента – невостребованным потребителями, «некупленным», проигравшим конкурентам. Но может, если компания будет делать те же маркетинговые ошибки, что Порошенко и его команда в ходе своей кампании. Причем почти все ошибки относятся к классике маркетинга, к самым его основам, в них нет ничего сложного или неочевидного.

Маркетологу с почти двадцатилетним опытом трудно не воспользоваться таким ярким поводом, как выборы, чтобы не продвинуть в предпринимательские массы необходимость понимать и использовать маркетинговые знания и инструменты. Итак, три маркетинговые ошибки, сделанные в ходе президентской кампании Порошенко, как подобные ошибки отражаются на обычных бизнесах, и что с этим делать.

Не жалейте сил, времени и денег на изучение ваших потребителей. Всегда найдется инструментарий и формат, который по средствам даже мелкому и среднему бизнесу

Ошибка 1. Исследования

Не изучать потребителей или игнорировать результаты таких исследований. Я не видела информации, чтобы команда Порошенко делала не просто социологические срезы, а полноценные исследования аудитории: модели принятия решений о выборе будущего лидера страны, ценностные предпочтения избирателей, «точки боли» и прочее. Судя по результатам кампании – они либо не делались, либо их результаты были проигнорированы.

Это странно, учитывая, что когда-то давным-давно президент, у которого тогда не было еще президентских амбиций, рассказывал, что «Рошен» регулярно проводит маркетинговые исследования. Что ж, результат, как говорится, на лицо: «Рошен» работает и, уверена, будет работать и дальше, а президент покидает свой пост.

Поэтому – не жалейте сил, времени и денег на изучение ваших потребителей. Всегда найдется инструментарий и формат, который по средствам даже мелкому и среднему бизнесу.

Хотите работать с широкой аудиторией? Сегментируйте ее на отдельные части, кастомизируйте для каждой части продукт и способы его продвижения

Ошибка 2. Сегментация потребителей

Если бы исследование потребителей было сделано, то из него стало бы очевидно, что ощущается эмпирически: украинские избиратели довольно четко сегментированы. Сегменты очень отличаются по характеристикам – и социально-демографическим, и психографическим, и поведенческим. Соответственно, работать надо отдельно с каждым сегментом, «затачивая» под него обещания, сообщения, визуальные решения и прочие элементы агитационной кампании. А не втюхивать «Армію, мову, віру» всем и каждому. Дело не в том, правильные это ценности или нет, а в том  какому сегменту важны они, а какому – что-то другое. Даже среди сторонников президента есть киевские топ-менеджеры и есть работяги из условного Николаева. Очевидно, что им нужно предлагать разные вещи в рамках «генеральной линии партии» и делать это разными словами.

Хотите работать с широкой аудиторией? Сегментируйте ее на отдельные части, кастомизируйте для каждой части продукт и способы его продвижения.

Ошибка 3. Неправильная первая продажа, которая «сорвала» повторные покупки

Говоря попросту – формирование заведомо завышенных ожиданий при первой покупке. Если смотреть на политический кейс, не во всем здесь виноват Порошенко, во многом это специфика нашего менталитета, ждать от любого лидера быстрых и чудодейственных результатов. Признаем честно, это сумасшедшее искушение для любого бизнеса —  наобещать перед первой продажей любых чудес, которые хочет покупатель – «да, эта обувь будет носиться вечно», «конечно, рекламная кампания начнет приносить клиентов и деньги уже прямо завтра», «да, этот препарат гарантированно поможет» и т.д. Вполне работающая стратегия для разовых продаж, и крайне мало эффективная для долгосрочного сотрудничества между покупателем и продавцом.

Это все  классика маркетинга, дедушка Котлер писал об этом лет 50 назад. Но нет, грабли манят нас неумолимо.

Считаю ли я, что если б кампания Порошенко как маркетинговый проект велась эффективней, он бы победил? Не знаю, я не гадалка, но однозначно, рейтинги были бы намного выше. И совершенно точно я знаю (и вижу каждый день в работе), что такое же игнорирование основ маркетинга и те же ошибки оборачиваются большими потерями для множества бизнесов.

Поделитесь с друзьями: