Приключения иностранцев в Украине

Приключения иностранцев в Украине

Если вы думаете, что иностранный бизнес – весь прям такой гениальный, а мы им по менеджмент-подготовке и в подметки не годимся – то у меня для вас новости J Далеко не у каждой иностранной компании бизнес-процессы работают как часы и они не делают явных факапов.

 
В этой мини-статье я расскажу 2 кейса, как 2 очень крупные и известные компании поломали зубы об украинский рынок, совершив все классические ошибки, которые так любит совершать украинский бизнес. Примеры довольно типичны, но, мягко говоря, не единичные J. Одна из них наш бывший клиент (ну как «клиент», за 17 лет они заказали нам аж целое одно исследование и то на тему, далекую от эффективного бизнеса), а вторая, похоже, не заказывала даже Гфк и Нильсену.

Речь идет о двух прекрасных скандинавских компаниях – Икеа и Роквул.

Итак, Икеа.

Сегодня, наверное, даже ребенок знает о 20тилетней истории их «угроз» по заходу на рынок Украины, с несколькими фальстартами.

Сначала им не нравилась наша коррупция (хотя коррупция России их вполне устраивала), потом они долго не могли найти хороший участок (в то время как Эпицентр получил до 50ти отличнейших участков), затем выбирали бизнес-модели попроще, пытаясь выйти небольшим магазином в ТРЦ, между этими событиями, в 2008м, зачем-то набирали персонал, «на авось, видимо»,  а по состоянию на сегодня участок, который они таки отобрали как перспективный, внезапно оказался проблемным (никогда такого не было, и вот опять).

Тут нужно сказать несколько слов о собственно бизнес-модели Икеа: что они продают вы и сами знаете, но откуда у них мебель возможно и нет. Дело в том, что работают по модели сотрудничества с местными мебельными производителями эконом-сегмента, делая им заказы по типу «прайвет лейбла» или просто покупая и перепродавая их продукцию.

Что же произошло за последние 20 лет на мебельном рынке Украины? Если коротко, то на сегодняшний день – это один из крупнейших рынков с очень высокой долей экспорта (более 500 млн грн ежемесячно). Конечно, чистый эконом-сегмент остался, но где-то глубоко в Карпатах в кустарных мастерских, и то – судя по цене кухонной деревянной дощечки для разделки – его «экономность» весьма условна. Что происходит с сырьем – нетрудно догадаться, глядя на сводки экспорта древесины, с учетом санкций, или без них. Я не знаю, проводили ли переговоры представители Икеа с украинскими мебельщиками (то что все это время они даже исследований рынка не проводили – я уже упоминала, но не грех повторить ))), но если и да (в чем тоже сомневаюсь) – то представляю как расстроили их результаты. Потому что сотрудничество с Икеей украинским мебельщикам, прямо скажем, по состоянию на сейчас – не интересно. 20 лет назад – возможно, но не сейчас J. Почему они продолжают делать хорошую мину при плохой игре, делая вид что им интересен украинский рынок – вопрос J

Роквул – весьма известная крупная датская компания по производству широкого спектра строительных материалов. У нас она известна своими минераловатными утеплителями одноименной марки.

Зашли они на рынок Украины тоже очень и очень давно, лет 25 назад. И довольно долго торговали через крупных поставщиков строительных материалов. Обычно такие компании заходят на рынок с одной целью – через какое-то время построить свой завод (в случае с утеплителями это ключевой момент, потому что минеральная вата очень легкая и емкая, и логистика съедает всю прибыль в буквальном смысле). 25 лет назад они были единственным качественным предложением на рынке минераловатных утеплителей, да и рынок сам по себе был не развит (грубо говоря, был Роквул – и «маты» местного производства, которые делались не то из войлока, не то не знаю из чего еще). Пока Роквул раздумывал над будущим, на рынке появились сильные конкуренты – Кнауф и Технониколь начали производство конкурирующей продукции, а также несколько местных региональных князьков позаводили себе производства на эту же тему – Изоват, Термолайф. Кризис 2008-2009гг. подкосил их главного дистрибутора – компанию ТПК, и с тех пор Роквул медленно, но уверенно начал терять рыночные позиции, а вскоре и практически полностью ликвидировал свое украинское представительство (сначала центр управления был переведен под Россию, а после начала войны – и вовсе эта тема сошла на нет). В 2014м году Роквул открыл завод в США, и, полагаю, украинский рынок сейчас этой компании вовсе не интересен.

Пока Икеа с Роквулом размышляли уж не знаю над чем (и размышляли ли – непонятно) – их «коллеги» по международному рынку – компании Кнауф и Хенкель Баутехник – захватили чуть ли не 100% украинского рынка, соответственно, гипсокартона и сухих смесей, и сейчас украинский регион этих компаний является одним из самых успешных среди других внутри их групп J

Вот и были конец, а кто сделает выводы себе – молодец J

Поделитесь с друзьями: