Платить или не платить (респондентам и не только) – вот в чем вопрос

Платить или не платить (респондентам и не только) – вот в чем вопрос

За последние несколько дней мне на глаза попали несколько «основательных» анкет в гуглоформе, в которых представителей КРУПНОГО бизнеса просят заполнять 50+ страничные формы, мотивируя какими-то будущими плюшками (спойлер – которые им скорее всего не понадобятся). Типичный пример: https://m.facebook.com/eGovernanceUkraine/photos/a.740436362676302/2699918643394721

Я вообще заметила «странный» тренд последних лет – попытку сбора дорогостоящей информации онлайн «бесплатными» методами, в связи с чем я хочу рассказать,

А) как это делается в США и прочих нормальных странах,

Б) как это делается у нас приличными компаниями (в основном за гранты),

В) чем заканчивается попытка сэкономить, на примерах проектов, проводимых некоторыми нашими конкурентами много лет назад (сомневаюсь, что сейчас иная практика, но все же).

Итак, начнем с главного. Корни бесплатной работы в наших пенатах тянутся еще со времени крепостного права (вот вообще не шучу). Непризнание на государственном уровне почасовой оплаты труда (как в нормальных странах Северной Америки и Европы) приводит к тому, что у людей нет культуры понимания стоимости человеческого времени. Почему-то наши бизнес-аборигены (и не только) думают, что раз работодатель платит человеку месячную зарплату, то он может потратить 1-2 часа своего оплаченного времени на вас, и ничего не будет J К слову, эта порочная практика распространилась не только на маркетинговые исследования, но и на клинические исследования в медицине (там, где в США вам предложат за участие в клиническом испытании (погуглите что это такое) 200-300 долларов, а то и больше – в Украине за это не предложат НИЧЕГО (кроме обещания, что незарегистрированный препарат, который на вас тестируют, ВОЗМОЖНО, поможет в излечении вашей болячки (то, что побочные эффекты вам придется перелечивать за свой счет – об этом, разумеется, умалчивается)).

Такое отношение к людям как к расходному материалу приводит к тому, что у вас постоянно пытаются выцыганить что-то бесплатно: позвать на бесплатный консалтинг под видом предпродажных переговоров, на то же самое под видом собеседования, на психологическую консультацию под видом «кофе» и, конечно же, на съем коммерческой информации под видом «экспертного интервью».

О том, сколько на самом деле должно стоить такое интервью – я написала лет 10 назад (и цифры практически не изменились, ну может туда-сюда смещались в зависимости от курса доллара, но порядок – абсолютно такой же):

Так вот, о цифрах. В вышеупомянутых цивилизованных странах даже не подумает никто, чтобы не заплатить за заполнение анкеты (хотя бы почасовую ставку), а если речь о том, чтоб поделиться экспертной информацией – то меньше 200-300 долларов за пару листиков никто и не заикнется предлагать.

У нас в этой статье расходов будет максимум подарок (и то не первой свежести, может блокнот какой-нибудь), а в случае с онлайн-опросами ваше время попытаются просто украсть бесплатно.

К чему приводит такая ситуация? Возвращаясь к проектам 10+летней давности, когда интервьюеры ходили по компаниям с печатными опросниками (кстати, и сейчас иногда тоже ходят, но в основном печатные анкеты заменены планшетами), чем это все заканчивалось? Бизнес, в отличие от частных лиц, особенно если речь о топ-менеджерах – знает цену своего времени, и чтобы зарекрутировать топ-менеджера на бесплатное интервью вам потребуется перелопатить минимум 100 человек (с денежным стимулированием эта цифра уменьшается до 20-30).

Когда исследовательская компания выигрывает тендер на самую низкую цену, скажем, до 15ти долларов за интервью, ей приходится спускать на интервьюеров долларов 5. И что делают интервьюеры, которые просто не будут обзванивать 100 человек, чтоб получить 1 интервью, а потом еще и ехать к нему и опрашивать? Правильно: лажают J И процент этой лажи частенько доходит не то что до трети проекта, а я лично знаю случаи, в которой делали едва ли не 100% подлога J. Заказчик, купивший проект за самую низкую цену – разумеется, не будет требовать переделки (ему все равно, правильные цифры ему дали или нет – он же просто «закупает исследование»), и получается бессмысленный набор неправдивых цифр на выходе.

Что делают нормальные заказчики (в основном грантодатели, но не только)? Они понимают, что за самую низкую цену не купить нормальное исследование, платят больше, и проверяют КАЖДОЕ из 100-2000+ интервью.

Я не знаю, сколько интервью собиралась получить Минцифры (ссылка на опрос которой выше), но ЕСЛИ там стоит какой-то лимит – то точно знайте, что больше нескольких десятков интервью, которые могут заполнить какие-то энтузиасты и личные знакомые по просьбе людей из министерства – в таком проекте не вытянуть. Все остальное буде лажа. Как и все наше «цифровое» государство 🙂  

Поделитесь с друзьями: