Стратегия прорыва

 

Татьяна Коробова

Изначально рецензия на одноименную книгу опубликована в журнале «Стратегии»

При том, что книга носит название «Стратегия прорыва», я бы рискнула сказать, что ее смело можно было бы назвать просто «Эффективные стратегии» и такое название полностью отражало бы ее содержание. Описанные принципы и инструменты будут «работать» и если компания хочет совершить настоящий «прорыв» и если хочет построить успешную «эволюционную» стратегию. Да, очень важно еще само понимание «прорыва» у авторов — это не популярное у нас «пятилетку в три дня». Те прорывы, о которых рассказывается в кейсах, длились годы, а иногда и десятилетиями и представляли планомерный, осознанный и управляемый процесс активных изменений, а не суетливую активность с неясным вектором ее приложения. (Кораблю, который не знает, в какую гавань идет, ни один ветер не будет попутным. А также никакие сверхусилия матросов не помогут ему прийти в нужный порт 🙂

Скажу честно, давно не попадалась в руки книга о бизнес-стратегиях, которая мне показалась бы одновременно столь вдохновляющей и полезной как практический инструмент. Попытаюсь объяснить, почему.
Во-первых, исключительно удачный всесторонний подход авторов к вопросам построения стратегии. Такое ощущение, что авторы учли все: от типично управленческих аспектов построения стратегии до вопросов специфики личности лидера и социокультурных систем в рамках их влияния на разработку и реализацию стратегии. Интересная внутренняя логика подхода к созданию и реализации бизнес-стратегий: вот вроде бы все основные моменты, которые изложены в книге, ты знаешь, но то как они систематизированы и в какую концепцию сложены, заставляет посмотреть на вопрос под новым и очень полезным углом зрения.
Во-вторых, трезвость подходов. Четкое осознание, что не все и не всегда в бизнесе и управлении можно предугадать, что есть зоны, где действия будут совершаться без полной уверенности в их результате и эффективности. Что существуют не только жесткие «технологические» внешние влияния на компанию и методы управления, но и «мягкие» социальные, культурологические и психологические факторы.
В-третьих, масса информации не только не только о том «что делать» для создания и внедрения стратегии прорыва, но и «как» это делать, отличные кейсы (разве что может быть хотелось бы в них «покопаться» глубже, но это видимо уже выходит за рамки задач книги :). В общем, прекрасный баланс теории и практики.

Можно ли все изложенное в книге применять в реалиях украинского рынка? Безусловно. Если не забывать две вещи. Первое – здоровую самокритичность, не часто свойственную лидерам украинского бизнеса — то что авторы изящно назвали «уверенностью без самоуверенности». Второе, несколько скрытое, но очевидное специалистам – за ключевыми понятиями, используемыми в книге: «визия», «ценностное предложение» и т.д. стоят не некие «умозрительные» заключения топ-менеджмента (об опасности того, что бы такие заключения ложились в основу стратегии кстати аккуратно предупреждают и авторы), а серьезные и системные исследования, аналитика общественных и социальных процессов, рынков, продуктов и происходящих с ними изменений.

Поделитесь с друзьями: