Как развивать средний бизнес

Как развивать средний бизнес

Татьяна Коробова

Татьяна Коробова

Мечта любой компании, независимо от размера, географии и личных вкусов собственника: рост, стабильный, уверенный рост. Устойчивый рост и развитие.

Сам термин устойчивое развитие пришел с «сытого Запада» и означает в первую очередь, развитие экологичное: когда хорошо самому бизнесу, хорошо его сотрудникам, хорошо внешней среде компании – клиентам, партнерам и в итоге, всему миру.

Утопичная концепция для подавляющего большинства бизнесов в украинских реалиях. Наш бизнес понимает «стабильное развитие более буквально:

  • отсутствие резких провалов и серьезных проблем в компании;
  • пусть небольшая, но постоянная экспансия: новые географические рынки, новые продукты, новые клиентские ниши;
  • стабильный рост продаж и финансовых показателей.

Все факторы, влияющие на стабильное развитие конкретной компании, можно разделить на две группы. Первая, под кодовым названием «да что мы можем?» Это внешние факторы, на которые повлиять трудно или невозможно: политическая среда, регуляторная политика, макроэкономические факторы и конъюнктура рынков, «черные лебеди» и форс-мажоры, поведение конкурентов по рынку. Всего этого в Украине в достатке. Адаптироваться или пытаться менять внешнюю среду – выбор за компаниями. Отдельные успешные кейсы лоббирования бизнес-объединениями принятия или наоборот, непринятия законодательных норм, регулирующих работу конкретной отрасли – отличная иллюстрация пользы активной позиции бизнеса.

Даже в исключительно турбулентной национальной политической и экономической бизнес-среде стабильное развитие для конкретных компаний, и не только крупных, но и средних – возможно, и зависит от их действий. Так что нужно конкретному среднему бизнесу, чтобы обеспечить себе развитие?

1Грамотный риск-менеджмент и расстановка приоритетов.

Риск-менеджмент – это не про те сложные расчеты, которые якобы нужны только компаниям финансового сектора. «Простыми словами» риск-менеджмент – это про то, как не прозевать и предотвратить возможные негативные для вашего бизнеса события.

Многие и многие бизнесы «вылетают с рынка», потому что не озаботились предусмотреть и «застраховаться» от типовых бизнес-рисков: работа с одним ключевым клиентом, высокая долговая нагрузка, смена трендов потребления, уход кого-то из критически важных сотрудников (зачастую с уводом базы клиентов) и т.д.

Черные лебеди в конкретных бизнес-историях чаще всего не такие уже черные – в смысле не такие и неожиданные, как это кажется. Упование на авось, закапывание владельца или топ-менеджмента в операционку в ущерб оценке перспектив бизнеса, слишком большая надежда на позитивные сценарии – основная часть причин таких якобы лебедей.

2Адаптивность и своевременная реакция на внешние вызовы.

Кто первый встал – того и тапки. Кто отреагировал на внешний вызов быстрее всех – снимает «сливки» с рынка. Кто отреагировал одним из последних – имеет шансы на серьезные проблемы. Отличный свежий кейс – это текущая ситуация с персоналом в стране, которую бизнес уже и не описывает иначе, чем «адский кадровый голод». Ощущают последствия практически все бизнесы, но пока только единицы готовы адекватно реагировать на это – не только поднимать зарплаты, а перестраивать бизнес-процессы, подход к людям и корпоративную культуру, стиль работы, мотивацию.

3Понимание потребителей и рынка.

Не открою никакого секрета, что в нашем бизнесе принято опираться на чутье, эмпирический опыт и догадки о потребностях и мотивах клиентов, но не на исследования. Мир меняется быстро, предпочтения потребителей – тоже, крупные бизнесы вооружаются мощными системами аналитики на основе нейронных сетей и AI, и очевидно начинают выигрывать у средних в понимании клиентов и прогнозировании их поведения.

Поэтому столь нелюбимые многими компаниями исследования рынка потребителей, бизнес-аналитика – обязательный инструмент для тех, кто хочет расти не только сегодня, но и завтра.

4Хорошо сбалансированные бизнес-процессы, пропорциональное и системное развитие всех функциональных зон бизнеса.

Очевидная, но часто игнорируемая вещь. Простой пример из категории «операционки» – увлеклись лидогенерацией, забыв, что не хватает сейлз-персонала обслужить пришедших клиентов. Более применимый к концепции долгосрочного развития – начали растить региональную сеть, не оценив, что в регионах не хватает квалицированного персонала для поддержания работы филиалов.

Все знают, что именно фаза быстрого роста компании чаще всего становится ситуацией «там, где тонко, там и рвется». Диспропорции, которые вчера создавали небольшой дискомфорт, по мере роста бизнеса становятся или серьезными факторами риска, или серьезным барьером к росту.

5Умение выделять факторы, существенно влияющие на рост компании, и управлять именно ими. У среднего бизнеса всегда ограниченное количество ресурсов – поэтому компании, которые хотят расти стабильно и долгосрочно, должны уметь говорить «нет» перфекционизму и исключительно вредной для среднего бизнеса концепции «быть лучшей компанией во всем». Не потянете. Лучшей или очень хорошей, выраженно конкурентоспособной компания должна быть в тех зонах, которые прямо влияют на ее рост и развитие. Это не просто общие направления, например, продажи вообще – это конкретные решения/подходы в сфере продаж, которые критически важны для клиентов и создают конкурентные преимущества. Говоря предельно упрощенно, надо уметь экономить на менее важном, и максимально инвестироваться в важное.

6Эффективное использование и аккуратное отношение к ресурсам.

К финансам, людям, времени, идеям, к самому себе, как владельцу или топ-менеджеру бизнеса (да, владельцы и топ-менеджмент тоже выгорают, и тогда никакой рост бизнеса невозможен). Я лично особенно поставила бы акцент на времени. На мой взгляд, это один из ключевых факторов, мешающих украинским бизнесам уверенно развиваться. В среднестатистической украинской компании столько времени уходит впустую из-за неотлаженных бизнес-процессов, ручного управления, трений между подразделениями и сотрудниками, узких горлышек, попыток сотрудников не добиться результата, а угодить боссу – что, оптимизировав один этот фактор, компания имеет все шансы на мощный рывок вперед…

7Устойчивые конфигурации партнерства.

Устойчивая среда (не консервативная, а именно устойчивая) помогает компании расти стабильно. И если с устойчивостью политической и экономической среды страны нам всем не очень повезло, то партнеров, поставщиков и т.д. можем выбирать сами, формируя для своего бизнеса окружение, способствующее стабильному росту.

 

Ваш средний бизнес нуждается в развитии?

Поделитесь с друзьями: