Идеологическая бомба

Идеологическая бомба

Виктория Пасечник Пасечник Виктория

Один известный игротехник недавно изрек весьма занимательную мысль. Слышу ее не первый раз, но из уст авторитетного специалиста она зазвучала еще более осмысленно. Слова точно не запомнила, но суть примерно в следующем: «В основе всегда лежит конфликт». Тема общения касалась слияния конкурентов («во имя жизни на земле», говоря проще — с целью выживания), но само высказывание вполне можно экстраполировать на другие сферы жизнедеятельности и бизнеса. Вот пример.

Функция маркетинга на среднестатистическом предприятии состоит из разных частей: исследования, реклама, пиар, планирование, ценообразование, разработка продукта и т.д. (в разных предприятиях по-разному). Также на рынке есть агентства, занимающиеся соответственно: исследованиями, рекламой, пиаром, консалтингом, инновациями… Иногда одно агентство (или группа компаний) предоставляет комплексные услуги, состоящие одновременно из нескольких направлений.

Пенетрация (процент пользования) перечисленных услуг очень разный: например, в области исследований он составляет, по разным данным, от 2 до 6%, инноваций – и того меньше (до 1%), а реклама, например, определенно занимает намного больше % (не знаю сколько точно, но складывается ощущение, что явно больше 30%).

 

Но давайте копнем глубже, а именно: трепанируем две, по сути, конфликтующие функции – исследования и пиар. Если подойти к задаче правильно, по-научному, стратегически, так сказать, то конфликта вроде бы и нет. Исследования показывают зоны развития, пиар – продвигает компанию и ее продукты (которые до или после кампании подвергаются анализу). Но это в правильных (возможно, лучше сказать – зрелых и правильно выстроенных) бизнесах. А если бизнес «неправильный» (молодой, специфический и т.д.)?

Представим себе ситуацию: есть собственник компании, влюбленный в нее и ее продукты. Он ее взрастил, взлееял, заработал на ней. Он стоит горой за своих сотрудников, которые приносят ему деньги. Что такой человек захочет: заказать исследования, направленные на выявление зон «что-то здесь не так», или же пиар «себя-любимого»?

Исходя из приведенных выше цифр пенетрации и вообще, поголовной краткосрочности целей компаний – пиар явно в выигрыше (лучше пропиарить компанию и получить по-быстрому дивиденды, нежели долго исследовать слабые стороны и еще дольше переделывать (не дай Бог СИСТЕМНО!) то, что уже сделали). Но пройдет месяц, полгода, год, и если в системе была ошибка – она обязательно «вылезет», и что тогда делать? Кому предъявлять иск (себе то любимому не предъявишь J). Вот и идет в ход (если мы говорим о компании изнутри) критика маркетолога, который вместо того, чтобы сделать исследования (провести анализ, составить план и т.д. и т.п.) занялся продвижением того, что уже есть (сделал пиар).

Или возьмем внешнюю ситуацию: в многопрофильное агентство (которое делает исследования, и пиар) обращается компания за услугой по пиару. Взамен агентство (привыкшее делать все правильно) говорит: «Дайте результаты исследования, и мы сделаем вам пиар». А результатов то НЕТ! Что делать? Предложить исследование? Но чаще всего оно будет дороже и отнимет время, в течение которого можно было бы пропиариться и пожинать плоды. Или заказчик, увидев такой подход, просто развернется и пойдет туда, где об исследованиях и не спросят?…

Вот такой вот конфликт получается L Правда, даже не догадываюсь, как на его основе можно построить что-то конструктивное… А вы что думаете?

Поделитесь с друзьями: